Рекламируйте правильно

Ежедневно электронные почтовые ящики организаций и граждан наполняются сотнями писем, большинство из которых носят рекламный характер.

В борьбе за покупательский интерес предприниматели активно используют популярный маркетинговый инструмент - адресные рассылки с предложениями товаров и услуг по электронной почте.

С каждым годом растет доля таких рассылок в почтовом трафике. Это удобно, просто, эффективно, но всегда ли законно?

Федеральным законом «О рекламе» рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вопросы распространения рекламы по сетям электросвязи, в том числе по сетям связи Интернет, регулируются ст. 18 Закона.

В соответствии с ней распространение рекламы таким способом допускается только при условии получения на это предварительного согласия адресата – лица, на чей адрес электронной почты поступило рекламное сообщение.

Порядок получения согласия законом не регламентирован. Оно может быть в письменной или электронной форме, позволяющей идентифицировать адресата, и должно явно свидетельствовать о его волеизъявлении на получение рекламных рассылок от конкретного рекламораспространителя.

Организациям и индивидуальным предпринимателям следует помнить, что на них Законом возложена обязанность доказывать получение согласия от адресата. Оно может быть получено при заполнении анкеты, подписании договора, регистрации на сайте или получено любыми другими способами, позволяющими подтвердить факт получения согласия.

По первому требованию адресата рекламораспространитель обязан прекратить осуществлять рекламную рассылку.

Государственный надзор за соблюдением законодательства о рекламе осуществляет Федеральная антимонопольная служба в лице ее территориальных органов с учетом риск-ориентированного подхода, то есть избирательно.

Однако в случае поступления жалобы от гражданина или организации уполномоченный орган без предварительного уведомления проведет внеплановую проверку по изложенным фактам и в случае их подтверждения вынесет постановление.

В последнее время число жалоб в антимонопольные органы увеличилось. В подавляющем большинстве организации и индивидуальных предпринимателей привлекают к ответственности за распространение ненадлежащей рекламы, то есть в отсутствие согласия на это адресатов.

Распространение рекламы путем адресной рассылки по электронной почте при отсутствии согласия на это адресата признается ненадлежащей рекламой и нарушает законодательство, что в соответствии с ч.1 ст.14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях влечет наложение штрафа для руководителя, иных должностных лиц от 4 до 20 тысяч рублей, организаций и индивидуальных предпринимателей - от 100 до 500 тысяч рублей.

Субъектам малого предпринимательства и их работникам, совершившим такое правонарушение впервые, сделано небольшое послабление: вместо денежного штрафа ч.1 ст.4.1.1 Кодекса предусмотрено предупреждение.

Кроме того, в соответствии со ст. 38 Закона о рекламе, лица, права и интересы которых были нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в суд с иском к организации или индивидуальному предпринимателю о возмещении убытков, вреда и компенсации морального вреда, причиненного распространением ненадлежащей рекламы.

Как известно, цель оправдывает средства. Высокая конкуренция вынуждает предпринимателей искать различные способы заявить о себе, выйти на рынок с новым товаром или услугой и найти потенциальных клиентов. Но при этом всегда следует помнить и о правовых последствиях такой рекламной экспансии.

В сложившихся обстоятельствах рекомендуем не допускать типичных ошибок и рекламировать свои товары и услуги только в рамках закона.

Составляйте текст первого сообщения таким образом, чтобы он носил информационный характер и его главной целью являлось получение согласия на последующую рекламную рассылку.

В конце письма можно поставить 2 кнопки: «Узнать подробности» («Читать дальше») и «Информировать меня в дальнейшем о новинках и тд».

В конце письма рекомендуем добавить предложение примерно такого содержания: «Нажимая на «Узнать подробности» или «Информировать меня в дальнейшем о новинках и тд» вы выражаете согласие на получение информации компании.»

Если получатель нажмет на кнопку «Узнать подробности», он перейдет на нужную страницу вашего сайта.

Если получатель нажмет на кнопку «Информировать меня в дальнейшем о новинках и тд.», вы получите от него письмо с согласием получать вашу информацию в будущем.

Можно еще сделать кнопку «Была ли информация полезной - Да/Нет» для обратной связи и улучшения работы вашей компании. 

Также важно помнить, что адресату должно быть предоставлено право отказаться от получения рекламы конкретного рекламораспространителя, поэтому необходимо предусмотреть кнопку «Отписаться от рассылки».

Более того, сохраняйте файлы с информацией, подтверждающей факты получения согласий от конкретных адресатов с указанием адресов электронной почты и иную переписку с данным получателем.

Источники:

- Федеральный закон от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе»

- Кодекс РФ об административных правонарушениях

- Постановление Правительства РФ от 17.08.2006г. № 508 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе»

- Лаборатория Касперского» зафиксировала рост количества спама впервые с 2009 года https://www.kaspersky.ru/about/press-releases/2017_kaspersky-security-bulletin-spam-and-phishing-in-2016

Заказать инструкцию
В течение 3 часов специалист свяжется с Вами
по почте, указанной в контактных данных